От автора

Симфония

От сумрака к свету через борьбу к просветлению – драматургия, проходящая сквозь все части симфонии к концу финала.

1 Часть, Вступление: Andante sostenuto, четверть = 69
Главная тема: Allegro non troppo, четверть = 99
время звучания: 7′
2 Часть, Adagio, половинная = 30, размер:  «C» перечеркнутая
время звучания: 5′ 30»
3 Часть, Scherzo, Allegro assai, четверть с точкой = 100
время звучания: 4′
4 Часть, Rondo
1-й, 2-й рефрены: Con amarezza, четверть = 60
3-й рефрен: четверть = 120
1-й эпизод:

четверть = 60
2-й: Con moto, половинная = 60
время звучания Rondo: 7′
5 Часть, Rondo
рефрены: Andante sostenuto, четверть = 69
эпизоды:  Allegro non troppo, четверть = 125
время звучания: 6′ 30
     Вся симфония звучит: 30′

Вступлению характерен суровый настораживающий колорит, как предвосхищение музыкальных событий: звучит главная тема в увеличении в партиях виолончелей и контрабасов.

Главная тема Allegro non troppo первой части решительная и целеустремленная начинает звучать в партии первых скрипок.

Противосложение у струнных выражено микрохроматическим вибрато и одновременно глиссандо, по звучанию, совмещение этих двух приемов, напоминает оттенок нисходящего стона и плача.

Побочная тема начинается с соло трубы, трепетного импровизационного характера, на фоне главной партии в увеличении.

Разработка строится на взаимодействии и противоречивости главной  и побочной тем, с вычленением их интонационных и ритмических элементов, составляющих их темы.

Реприза зеркальная, обновленная.

Adagio начинается с тихой звучности арфы, флейты, кларнетов, придающей атмосферу пасторальных красок. Тема Adagio у деревянных духовых инструментов в народном наигрышном варианте. Через все Adagio проходит медленное восходящее движение с глиссандо у валторн, тромбонов, виолончелей и контрабасов.

Scherzo с размером 6/8, с легким pizzicato у струнных и начальной синкопированной сольной темой у трубы, постепенно изменяясь, нагнетает динамику до последнего такта. Лишь эпизод в центре музыкального построения вносит юмор и камерность деревянными и струнными инструментами.

4 часть — Rondo по-новому оттеняет всю прозвучавшую драматургию трёх предыдущих частей симфонии. Новый тематический материал импровизационного характера в эпизодах, контрастируя, достигает органического звучания всего оркестра в кульминации части — третьего рефрена Con amarezza,четверть = 120.

Драматургия Финала Rondo, V части,  вмещает в себя все темы, звучащие в первых трёх частях симфонии, которые комбинируются в контрапункт, как в полифонии пластов. Фанфарное звучание Рефрена, как вопрос, как предупреждение о грядущих событиях, чередуясь с  темами  предыдущих частей в эпизодах, выстраивает их в струящуюся линию, идущую к осветлению гармонии, ее разряженности и к утверждению света и добра. Концепция симфонии в V части, в объединении любых творений человечности, в V части они в виде струящихся линий ввысь в бесконечность Мироздания, в Боге они обретут ответ и связь.

От автора

Камерная духовная кантата

по случаю воскрешения или Стихира в стиле церковной музыки для женского хора, солистки и камерного ансамбля на религиозные тексты из книги «Ангелы исцеления» собирательницы Элизабет Клер Профет.

Цель духовного пути заключается в восстановлении души и соединении души с Высшим Я, которое мы именуем Святым Я Христа. Когда мы произносим «Я Есмь», мы утверждаем, что Бог пребывает там, где находимся мы. Мыслите слова «Я Есмь» как Бог во мне…
Из книги «Ангелы Исцеления»

Мое стремление написать церковную православную музыку по книге «Ангелы Исцеления» повлекло к замене слова «мантры» на песни: вместо «Мантры воскрешения» получились «Песни воскрешения».
Форма сочинения имеет:
Экспозицию (44 такта), в которой изложено содержание «Песен воскре-шения»: «Во имя моего Могущественного Я Есмь Присутствия, во имя моего Святого Я Христа, Ангелов – хранителей, и легионов Рафаила и Матери Марии, и всех ангелов исцеления, архангела Гавриила, архангела Уриила, Воскресения и Преображения, я утверждаю эту песню ради сына, Сергея Евгеньевича».

Связочка (6 тактов)

Второй раздел (95 тактов) начинается с хорового запева («Я меняю одеянья») и заканчивается 1-ой кульминацией: «Бог, живущий в человеке!»,
далее следует Связующий эпизод с 146- 184 тт. (38 т.),

Третий раздел начинается в 185 такте (185-255 тт.), всего 70 тактов, заканчивается 2-ой кульминацией:

«Пламя чудного посвящения

Разум мой о тебе в размышлении

О нерушимом братьям служении,
И о власти Богостремления!»

«Исследование форм церковных песнопений даёт возможность увидеть и почувствовать, как своеобразны и интересны были те средства, к которым обращались русские песнотворцы в передаче своего замысла, как тонко понимали они изящество формы и как неистощима была их художественная фантазия, излившаяся в богатейших и различнейших образах.»

А.В.Никольский «Формы русского церковного пения»

Обратившись к книге А.В. Никольского, я смогла продумать форму своего сочинения «Песни воскрешения» и проанализировать следующий материал, согласно терминологии и понимания общих форм русского церковного пения.

Стихиры «самогласны», т.е. не служат мелодическим образцом для других песнопений (в сравнении с «осмогласными», песнопения вне законов осмогласия) и имеют собственную мелодию по принципу «местного» песнопения. Простота – основной критерий, выбранный мной для написания музыки, который характеризует церковную музыку прошлых столетий и вследствие своей простоты получила повсеместное распространение в свое время.

В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания стихов с клаузулами (окончаниями): «Во имя моего Могущественного» — соло «Я Есмь Присутствия », «и Матери Марии» — хоровые реплики клаузул.

В строфе (сочетание строк в стихотворении, обладающих определенным метрическим, ритмическим, интонационно — синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой) может встретиться одиннадцатистишие:

Я меняю одеянья, — хорей
В новый светлый день вступая,
Ясным Солнцем пониманья — хорей с пиррихиями
Всё повсюду озаряя.

 Свет Я Есмь вовне, внутри; — спондей, ямб

Свет Я Есмь вокруг горит.
Наполни, очисти, освободи, — амфибрахий, анапест
Прославь, запечатай, исцели!
Яви меня преображённым. — ямб, амфибрахий
Я Есмь сияющий как сын, — спондей, амфибрахий

Я Есмь сияющий как Солнце!

Размещение ударных слогов неоднообразно, отсюда метр переменный.

Можно 11-стишие разбить на четыре строфы: четверостишие, двустишие, трёхстишие, двустишие, но в книге «Ангелы исцеления» все строфы едины с названием «Преображение» и не разделимы, а в музыке эти строфы вырисовываются сменой тембровых красок:

первое 4-х стишие в хоровом исполнении, далее

2-х стишие: пение солистки, вторая фраза пение солистки и хора с закрытым ртом,

3-х стишие в хоровом исполнении, далее

2-х стишие: пение солистки в сопровождении виолончели.

Несмотря на то, что метр стихов переменный и употребляется белый стих, в музыке смена размера происходит довольно редко (127 такт, 3 раздел: con anima – 185такт,230 такт,236 такт,249такт,253 до конца), выручает применение мелодического речитатива, хоровых клаузул, которыми заканчиваются мелодические построения, с обязательной сменой тембра (не полный состав хора, соло, полный состав хора), инструментальные вставки (фиты) возмещают, дополняют, уравновешивают построения, привносят покой и настройку для хоровых и сольных мелодических фраз.

Форма ”Песен…” не удержана и свободна от шаблонов во внутренних разделах сочинения, но в экспозиции отдается дань духу церковного устава и квартовая попевка – тропарь флейтовой партии повторяется четыре раза почти в первом предложении: «по церковному Уставу о богослужении «Бог Господь явися нам!» должно быть повторено четыре раза в ознаменование той мысли, что восклицания несутся со всех четырёх концов света (от запада и севера, и юга и востока,- как поётся в каноне на Святую Пасху)» — из книги А.В.Никольского.

Тропарь, в истории первоначально, — краткий припев к определённым местам литургического песнопения, встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые цезуры.

В моем сочинении инструментальная попевка – тропарь проходит контрапунктом к основному музыкальному изложению. Она короткая, но отвечает по характеру своему общепринятому предназначению. Попевка – тропарь придает праздничный возглас лирическому содержанию «Песен Воскрешения» и в дальнейшем: на протяжении всей экспозиции и в небольшой связочке (6 тактов) между экспозицией и вторым разделом, и вначале связующего эпизода перед третьим разделом. А так же ведет к объединению всех разделов сочинения.

Третий раздел более подвижный (смена размера), изобилует сольными построениями — как личностное отношение к Пламени Божественного Света, которое пошлет надежду на исцеление людей через Богостремление: ” Милость к братьям моим опечатай.”

При исполнении «Песен Воскрешения» хочется обратить внимание на ферматы перед вступлениями хоровых реплик, которые часто выставлены для настройки хора, поэтому прошу остерегаться завязнуть в темпе (потерять движение) – 88 т.

От автора

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники